Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №2»




Воспитательная работа

Воспитательная система школы

Творческая мастерская

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физической культуры

 

Лялихова Н.Н.,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МОУ КСОШ №2

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества — информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.

Введение курса информатики и вычислительной техники привело к оснащению образовательных школ компьютерными классами и созданию предпосылки применения компьютеризованных технологий в преподавании других предметов, в частности - физической культуры. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.

Одним из приоритетных направлений работы школы №2 г.Кувшиново, в которой я работаю, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В школах имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в нашу практику включены уроки с компьютерной поддержкой.

На уроках физической культуры учащиеся  изучают спортивные игры, такие как баскетбол, волейбол, гандбол. Эти игры, одни из самых популярных видов спорта. Занимаясь спортивными играми, учащиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими, умеют быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для игр характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Для игроков характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения.

Все эти особенности спортивных игр являются эффективным средством физического воспитания

Эти игры имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и

агитационно-воспитательное. Занятия помогают формировать, настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Баскетбол, гандбол  - эмоциональные игры, которые делают человека более общительным и контактным.

В современное время, кроме стандартного правильно оборудованного спортивного зала, большое значение для мотивации учащихся, развития, совершенствования и коррекции результатов неоценимое значение имеет наглядность, обеспечиваемая мною через использование ИКТ – технологий: презентации, работа с Интернет – ресурсами, учебными дисками и программами, а также сравнительной демонстрацией собственных видеосъемок и образцовых элементов.

Информационное сопровождение используется мною и при рассмотрении вопроса об истории игр, так как краткие сообщения учащиеся готовят в рамках опережающих домашних заданий с использованием официальных сайтов .

Для получения биологической обратной связи, формирования стойкого стереотипа правильных действий положительное значение имеет использование ИКТ – ресурсов, представленных: учебными программами, материалами официальных спортивных сайтов, материалов учебных дисков.

Данные материалы способствуют улучшению усвоения двигательных навыков игры. (Мы запоминаем 70% того, что видим и делаем), формированию коммуникативной компетенции (через освоение понятия «команда).

Однако, Интернет – ресурсы не являются основополагающими стандартами, а полное освоение и коррекция навыков возможна лишь при запечатлевании собственных ошибок и погрешностей.

В связи с этим, мною проводится цифровая видеосъемка штрафных бросков, бросков по корзине с различных позиций при обучении учащихся игре в баскетбол. При обучении игры в волейбол проводится съемка подач мяча, приема и передач.

 Затем проводится параллельный просмотр образцов с учебного диска  и собственных съемок в замедленном режиме. При таком анализе проводится разбор ошибок и неточностей с одновременной коррекцией. Причем, самооценка формируется адекватная.

Большое значение видеосъемка имеет при обучении гимнастическим элементам: стойка на руках и голове, мостик, различные кувырки. Учащиеся не могут увидеть себя со стороны, увидеть свои ошибки и недочеты, а при просмотре видеозаписи, ученики намного быстрее исправляют свои ошибки.  Обучение сложным элементам дается при такой системе детям намного быстрее и эффективнее.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока.

Знания, полученные на уроке с образовательной направленностью по теме “Физические качества человека” и закрепленные в практических действиях, помогут учащимся осмыслить процесс собственного физического развития.

 

Кокина О.В.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

МОУ КСОШ №2

 

Методические разработки уроков

 

Раздел II. Занятие 1.

Тема урока: Понятие о здоровье и его составляющих.

Цель: Ввести детей в поле изучения представления о «Здоровье» как основы формирования его культуры.

Задачи:

·       Создать у учащихся стройное представление о понятие «Здоровье»;

·       развить осознанное личное к нему отношение;

·       Заложить основы стратегии здорового поведения;

·       Дать первичные представления о здоровом образе жизни.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: теоретический семинар с презентацией

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». На первый взгляд, согласно данному определению мы все выглядим больными, так как ни у кого из нас нет полного благополучия. Но эта позиция относительна (так как и все в науке).

Здоровье, как операционная структура определяется 4 представлениями или частями: биологическое, физическое, душевное и социальное здоровье личности.

Биологическое здоровье человека, определяемое способностью к размножению. Естественно, что, когда – то его еще нет, а когда – то его уже нет, но оно заменяется другим: душевным и социальным здоровьем.

Физическое здоровье – это состояние благополучия в четырех функциональных системах организма: питании, дыхании, выделении и кровообращении. Главной из них является система кровообращения, являющаяся, согласно теории Р. М. Баевского универсальным индикатором здоровья человека.

Душевное здоровье – это совокупность двух подвидов здоровья – психологического (способности к эффективным коммуникациям и бесконфликтному поведению) здоровья и психического здоровья (уровень развития восприятия, памяти и мышления как основных интеллектуальных функций)

Социальное здоровье – это комплекс следующих характеристик:

Социальная активность личности – деятельность, направленная на взаимодействие с обществом, прежде всего, добровольное участие людей в выборах.

Трудоспособность - осознанное представление о трудовой деятельности, как средстве обеспечения жизненных благ и личной самореализации, особенно для мужчин.

Нравственное здоровье – совокупность двух характеристик личности: уровень развития интеллекта и исторические корни и традиции каждого человека и его семьи.

Эмоциональная внутренняя картина здоровья соответствует трем понятиям: «Я хочу», «Я могу» и «Я должен», что и определяет при наличии развитой эмоционально – волевой сфере четкое целеполагание человека, его целеустремленность.

Личностный аспект здоровья – это способность к самореализации человека (в семье, в учёбе, работе), к его личностному росту. Творческая самореализация человека, наряду с состоянием абсолютного благополучия приносит ему чувство уверенности в собственных силах и стимулирует дальнейший рост.

Все составляющие многоаспектного понятия «здоровья как состояния» взаимосвязаны и взаимозависимы между собой.

 

Составляющие здорового образа жизни.                                Таблица 1.

 

Основные составляющие здорового образа жизни

Составляющие вашего образа жизни

Можно ли назвать ваш образ жизни здоровым и почему?

 

 

 

 

Креативное задание: На экране высвечивается (презентационный слайд) схема распределения по значимости факторов здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 2.

Факторы здоровья

Процентное содержание.

Наследственность

 

Стиль жизни

 

Деятельность здравоохранения

 

Экологическое благополучие

 

 В рамках данного занятия рассматриваются на фоне изучения основ здорового образа жизни, основные школьные факторы, формирующие и поддерживающие здоровье

 

 

К данному занятию прилагается презентация, которая должна систематизировать знания учащихся по рассматриваемой теме.

Смотри презентацию. 2.1.

 

Раздел II. Занятие 2.

Тема: Формирование модели здорового поведения

Цель: сформировать алгоритм правильных действий в отношении здоровья

Задачи:

1)     Дать представления о моделях поведения и их основных хзарактеристиках.

2)     Рассмотреть одну из моделей как основу познания.

3)     Рассмотреть факторы риска развития ССП (сердечно – сосудистой патологии).

4)     Провести рейтингование факторов риска (разделить поведенческие и неповеденческие факторы)

5)     Установить рейтинг поведения по важности

6)     Установить рейтинг поведения по изменяемости

7)     Выбор поведенческих целей.

8)     Интерпретировать возможные иррациональные установки

9)     Сформировать алгоритм разумных рассуждений при формировании собственной модели поведения в отношении разных ситуаций. 

Тип занятия: освоение нового материала

Вид занятия: социально – поведенческий тренинг

Оборудование: компьютер, медиопроектор, интерактивная доска 

Ход занятия

 Организационный момент.

Актуализация знаний.

    Вступление учителя: Когда разговор заходит о здоровье, мы часто используем словосочетания, обозначающие момент действия: «быть здоровым», укреплять здоровье», «оберегать здоровье», «вести здоровый образ жизни» и т.п. Поэтому можно предположить, что большинство людей воспринимают здоровье, как некую активность, которая помогает человеку вести естественную для него жизнь и удовлетворять все необходимые потребности.

Безусловно, здоровье определяется, в первую очередь, совокупностью характеристик физического и душевного состояния организма. Но от чего зависят общее самочувствие человека и его физическая подготовка? В индустриальном мире, по крайней мере, половина всех смертей связана с неправильным поведением – с употреблением сигарет, алкоголя, наркотиков и вредной пищи; с реакцией на стресс; с физической пассивностью и низкой культурой употребления медицинских услуг (Д. Майерс, 1999г.). Поэтому состояние нашего здоровья напрямую зависит от характера поведения.

Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие и терпение при необходимости действовать в соответствии с предусмотренными нормами поведения. Поэтому здоровый человек – это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым».

Таким образом, здоровье человека представляет собой результат большого труда по формированию умений избегать факторов риска, опасных для здоровья, и быть ответственным за состояние организма.

Здоровье человека складывается из цепочки простых поступков: почистить зубы, перейти дорогу в установленном месте, обратиться к врачу при высокой температуре и т.п. Но этому надо еще научиться.

Далее, хотелось представить основные модели изменения поведения человека с ориентацией на здоровье. Условно эти модели можно объединить в три группы:

·        Модели, предполагающие изменение представлений человека о себе и своем поведении.

·        Модели, предполагающие изменение отношения к своему поведению или актуальной проблеме.

·        Модели, предполагающие формирование способов поведения.

 Таким образом, предполагается рассмотрение всех трех сфер: «знание», «хотение» и «умение», - которые играют существенную роль при построении человеком модели своего поведения.

Для примера рассмотрим одну из моделей поведения и условия, препятствующие ее реализации

Основная часть урока:

Основной процент смертей в мире приходится на осложнения гипертонической болезни: инфаркты и инсульты. В мире от этих заболеваний умирает 3,6% больных, у нас в России – 73% больных. Естественно – это трагическая и важнейшая сторона демографического кризиса, поразившего нашу страну, так как в понятие демографии входит не только рождаемость, но и смертность и заболеваемость. (3 мин.)

Поэтому мы рассмотрим модель поведения, необходимую для профилактики возникновения столь  серьезной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выстраивается первый проблемный вопрос: Что значит поведенческие и неповеденческие факторы?

Выслушиваются ответы учащихся, и их обсуждение подводится к ответу: Это факторы, зависящие от нашего поведения.(3 мин.)

Далее предлагается решить проблемную ситуационную задачу: Какой из поведенческих факторов наиболее значимо сказывается на возникновении сердечно – сосудистых заболеваний? (4 мин.)

Обсуждение учащихся подводится к ответу: курение

Далее рассматривается рейтинг поведенческих факторов по степени изменяемости и интерпретируется механизмы и результат этих изменений (8 мин.)

Далее учитель проводит линию к результатам изменений: он рассказывает, что полученный эффект от первичных изменений, легко меняющихся факторов поведения стимулирует человека к изменению «трудных» по коррекции факторв, создавая основу для формирования правильного поведения.

 Теоретическое обоснование проблемы:

В классическом понимании рационально-эмоциональная модель представляет собой метод психоанализа, при котором большое внимание уделяется изучению причин возникновения  ситуации. Разработал этот метод в 50-х годах клинический психолог Альберт Эллис.

Суть концепции А. Эллиса выражается формулой

А                        В                           С

Событие    - ►         Убеждение         ►     Следствие

Когда сильное эмоциональное последствие следует за важным возбуждающим событием, может показаться, что А вызывает С, но на самом деле это не так. Эмоционально последствие возникает под влиянием В — системы убеждений человека (A. Ellis, 1989). Например, когда возникает сильное беспокойство, то корни его можно найти в иррациональных убеждениях человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне, тревога исчезнет. Поэтому расстройства в эмоциональна сфере — это результат нарушений в когнитивной (познавательной) сфере, которые А. Эллис определил как иррациональные установки. А. Приводится примеры на ранее рассматриваемой модели возникновения заболеваний ССС. Эллис выделил четыре группы таких установок, которые наиболее часто создают проблемы у людей.

      Установки долженствования. Некоторые люди убеждены в том, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые должны быть реализованы. Например: "Мир должен быть справедливым», «Люди должны быть честными». Такие установки часто появляются в подростковом возраст (А. А. Александров, 1997), вызывая у подростковой при их разрушении тяжелую депрессию.

      Катастрофические установки. Они проявляются в  ненаучных высказываниях крайней степени. Например: "Ужасно одному остаться дома в Рождество". Если следовать данным установка, то практически, постоянно будут встречаться ситуации, доводящие нас до тоски и требующие стимуляции нашего настроения (курение, алкоголь и т.д.)

      Установка обязательной рационализации своих потребностей. Они основаны на убеждении в том, что для   успеха человек должен обладать определенными качествами.  Например:  "Я должен хорошо выполнять свою работу, иначе меня не будут уважать мои коллеги". Это признак отсутствия самодостаточности, так как работу надо выполнять хорошо, независимо от того, какое чувство это вызовет у коллег.

      Оценочная установка. Нельзя добиться эффективных коммуникаций, оценивая друга по отдельным поступкам и качествам. Человека надо принимать, рассматривая его в целом, независимо от отдельных поступков и черт характера.

    А. Эллис считал, что иррациональные идеи имеют глубокие биологические корни, и людям трудно отказаться с них. По его мнению, люди не являются исключительно «продуктом» социального научения. Они склонны к иррациональным идеям не только потому, что они особым образом воспитывались в семье, а, прежде всего,  потому, что они люди (A. Ellis, 1989).

     Представленная модель изменения поведения, в основном, отражают работу с негативными   эмоциональными состояниями, которые могут быть следствием неправильных убеждений или иррациональных идей. Но эмоциональный компонент играет огромную роль в формировании поведения.

    Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами поведения и его реализацией. Образно говоря, эмоции следуют за актуализацией мотива и до оценки адекватности поведения (А. Н. Леонтьев, 1975).

    Таким  образом, в самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс — минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности. Эта мысль в разных формах неоднократно высказывалась исследователями эмоций, в частности, очень отчетливо академиком  П. К. Анохиным.

Выводы. В основе профилактики сердечно – сосудистой патологии лежат следующие положения:

·        Своевременное и полное обследование сердечно – сосудистой системы.

·        Оптимальная двигательная активность.

·        Модель поведения, обедненная продуктами, содержащими холестерин (говядина, телятина, яйца и говяжьи жиры: молоко, сметана, сливочное масло).

·        Отказ от искусственных стимуляторов (кофе, курение, алкогольные напитки).

·        Поведение, предупреждающее развитие стресса и его последствий.

 ИТОГ ЗАНЯТИЙ: интересное – полезное. Быстрый круг

1.     Что было интересным?

2.     Что было полезным?

3.     Что осталось непонятным?

4.     Что требует дополнительного осмысления?

На ответы дается не более 30 секунд

Вы очень хорошо поработали. Подумайте над материалом дома. До новой встречи.

  

Раздел II.  ЗАНЯТИЕ 3.

 Тема урока: «Формирование модели здорового поведения на примере режима дня».            

Цель: освоение учащимися модели здорового поведения.

Задачи:

·       Освоение теоретической и практической модели здорового образа жизни.

·       Формирование позитивных установок на сохранение здоровья.

·       Построение модели здорового поведения на примере профилактики основных заболеваний.

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Вид занятия: семинар - практикум.

Оборудование: таблицы, слайды, видеофрагменты, иллюстрирующие примеры здорового образа жизни.

Ход урока.

 1.Семинар.

     Вопросы для повторения:

1) От чего зависит проявление наследственных признаков?

2) Приведите примеры здорового образа жизни.

3) Можно ли назвать ваш образ жизни здоровым?

4) Чему нужно следовать, чтобы быть здоровым и красивым?

5) Знаете ли вы, что называется здоровьем?

6) Как здоровье связано со здоровым образом жизни?

7) Что такое болезнь?

8) Какие факторы определяют здоровье человека?

9) Существуют ли факторы, способствующие возникновению болезней?

10) Могут ли условия окружающей среды привести к заболеванию или, наоборот, способствовать выздоровлению?

11) Почему наследственность относят к наиболее важным факторам здоровья?

12) Почему умение заботиться о собственном здоровье считается наиболее важным для того, чтобы вырасти здоровым?

 

2 Работа в группах.

В процессе беседы учитель, используя изображения героев мифов Древней Греции, Древнего Рима, формирует представление о красоте как отражении здоровья.

 Учащимся предлагается разделиться на группы (по четыре человека) и заполнить таблицу своего режима дня. Затем группы обмениваются таблицами и обосновывают рациональность или несостоятельность того или иного режима дня.

Подведение итогов обсуждения.

 

Таблица 1.

 Месяц _____________

РЕЖИМ  ДНЯ

ВРЕМЯ (НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ), ДНИ  НЕДЕЛИ

ЗАМЕЧАНИЯ  ПО  ВЫПОЛНЕНИЮ  РЕЖИМА

ПОДЪЁМ

 

 

ЗАРЯДКА

 

 

УТРЕННИЙ  ТУАЛЕТ

 

 

ЗАВТРАК

 

 

ЗАНЯТИЯ В  ШКОЛЕ

 

 

ОБЕД

 

 

ПРОГУЛКА

 

 

ЗАНЯТИЯ  СПОРТОМ

 

 

ОТДЫХ

 

 

ПОДГОТОВКА  УРОКОВ

 

 

УЖИН

 

 

ОТДЫХ

 

 

СОН

 

 

В соответствии с существующими гигиеническими правилами и нормами школьнику рекомендуется соблюдать следующий режим дня.

 

                                                                                                            Таблица 2.

Примерный режим дня школьника.

 

Режимные составляющие

      Время  5-8 классы

Время 9-11 классы

              1

                    2

                    3

Пробуждение

7.30

7. 30

Утренний туалет

7. 30 – 7.35

7.35 – 7.50

Завтрак

7.40- 7.55

7.40 – 7.55

Подготовка к занятиям и дорога до школы

7. 55  – 8. 45

7.55 – 8.15

Занятия в школе

9. 00

9.00 – 14.30

Дорога до дома

13.30 – 13.50

14.25 – 15.00

Обед

14.30 – 15.00

15.00 – 15.30

Прогулка на воздухе, подвижные игры, труд на открытом воздухе

15.00 - 15.45

18.30 – 20.30

Дополнительное образование

16.00 – 18.00

17.00 – 18.00

Домашние учебные занятия

16.00 – 19.00

15.00 – 18.00

Ужин

20.30 – 21.00

21.00 – 21.30

Свободное время – занятия по интересам

19.00 – 21.30

21.30 – 22.45

Подготовка ко сну

21.30 – 22.00

22.30 – 23.00

Сон

22.00 – 7.30

23.00 – 7.30

    Режим питания зависит от той нагрузки, которую человек испытывает в этот день. Правильная организация режима дня предполагает обязательное пребывание школьников всех возрастов на свежем воздухе в течение 1,5-2ч. Это могут быть прогулки, активные спортивные игры и другие виды деятельности. Их следует проводить после занятий в школе, чтобы восстановить работоспособность – умственную активность для выполнения  домашних заданий.

В выполнении домашнего задания существуют гигиенические нормы: с 5 по 8 класс учащийся должен заниматься дома не более двух часов, в 9-11 классах – не более 4 часов в день. Время после ужина должно проходить в спокойной обстановке и должно быть использовано в соответствии с индивидуальными интересами учащихся.

                                                                                                    Таблица 3.

 

Продолжительность сна учащихся различных возрастных групп

 

Возраст, лет

Продолжительность сна, ч

   6-7

       12

  8-10

       11

 11- 12

       10

13 - 16

       9

17-18

       8

 

Фактор питания является определяющим для здоровья.

Специалистами в области питания сформулирована признанная концепция рационального сбалансированного питания. Основные положения концепции сводятся к тому, что питание должно быть по составу разнообразным и полноценным, по количеству – умеренным и по калорийности соответствовать энергетическим затратам человека. Энергетическая ценность питательных веществ различна.

                                                                                                        Таблица 4.

Энергетическая ценность питательных веществ

 

Питательные вещества

Энергетическая ценность, ккал/г

Белки

                    4,1

Жиры

                    9,3

Углеводы

                    4,1

 

     По данным Института питания РАМН, суточный рацион питания подростков 15-16 лет должен состоять из 100-120г белков, 100г жиров и 450-500 граммов углеводов при общей калорийности пищи до 3000 ккал в сутки.

      По калорийности Особую важность сбалансированное и рациональное питание  приобретает в период полового созревания (12-14 лет). Физиологические изменения в организме подростка в это время сопровождаются быстрым ростом, активацией эндокринной системы, возможно также временное снижение иммунитета к инфекционным заболеваниям. Полноценное питание необходимо подростку при активных занятиях спортом, повышенной физической нагрузке.

     Рациональное сбалансированное питание должно включать продукты растительного и животного происхождения, содержащие белки.

     Рациональное питание подразумевает не только сбалансированный пищевой рацион, но и упорядоченный режим приёма пищи. Наиболее благоприятный режим питания –2-3 раза в сутки.

       Строя свой рацион, нужно помнить о наиболее серьёзных недостатках современного питания и стремиться устранить их с помощью следующих правил:

    ·        ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов, творог (30-50г) или сыр (5-10г или 10-20 г через день);

    ·        ограничить потребление соли и заменить поваренную соль на йодированную;

    ·        сочетать в рационе сливочное масло с растительным (подсолнечным, кукурузным, соевым, оливковым и др. – 10-15г в день);

·        ограничить потребление сахара, конфет, шоколада, жирных тортов и пирожных;

·        ежедневно включать в свой рацион мясо или рыбу, стремиться использовать в питании не колбасы, сосиски,         сардельки, а блюда из натурального мяса;

·        широко использовать в питании все доступные овощи, фрукты, ягоды, соки;

·        стремиться к ограничению в рационе воздушной кукурузы, чипсов, сухих завтраков, прохладительных напитков, хот-догов, гамбургеров.

Итог занятия: Быстрый круг «Интересное - полезное»

Дорогие ребята!  Вы хорошо поработали, а теперь ответьте на вопросы:

·        Какие интересные понятия вы узнали  на данном занятии?

·        Начали ли вы формировать собственное отношение к понятию «Здоровье»?

·        Какие элементы алгоритма поведения вы считаете «здоровыми»?

Сайт управляется системой uCoz